Прокурор разъясняетот 21 декабря 2018 года
Рубрика «Прокурор разъясняет»
1. Отсутствие у воспитателя профильного образование не может служить причиной его увольнения
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14.11.2018 № 41-П признал часть 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены общие требования, предъявляемые к лицам, поступающим на работу, связанную с осуществлением педагогической деятельности.
Данному законоположению корреспондирует предписание части первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня. Следовательно, установленные ею требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации.
При введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность. Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).
Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям.
В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года № 3-П).
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
2. Велосипедистам предоставлены новые преимущества на дорогах
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1478 внесены изменения в Правила дорожного движения, которыми введено понятие "Велосипедная зона".
Предусмотрены специальные дорожные знаки и разметка. Велосипедисты смогут двигаться по всей ширине соответствующей проезжей части. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть в любом незапрещенном месте. Возможно сквозное движение велосипедистов в жилых зонах.
Кроме того, велосипедисты вправе поворачивать налево на дорогах с более чем одной полосой движения в одном направлении в случае, когда из правой полосы разрешен поворот налево.
По переходам, совмещенным с велосипедной дорожкой, велосипедисты могут двигаться по сигналу светофора в виде силуэтов пешехода и велосипедиста.
Запрещена остановка на велосипедных или велопешеходных дорожках ближе5 мот пересечения таких дорожек с проезжей частью и в местах сопряжения проезжей части и тротуара, предназначенных для движения маломобильных граждан.
Также в декабре2018 г. автобусам категории М3 будет разрешено использовать выделенные полосы для маршрутного транспорта. С момента введения этих поправок водители транспортных средств, допущенных к движению по этим полосам, при въезде на перекресток с них могут отступать от требований знаков 4.1.1-4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2.
Разъяснение законодательства подготовлено заместителем прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В.
3. С 31 января 2019 года вступят в силу, внесенные в Федеральный закон «О кредитных историях» (от 03.08.2018 №327-ФЗ)
Данные изменения позволят субъекту кредитной истории не более двух раз в год бесплатно и любое количество раз за плату направлять запрос о получении кредитного отчета через кредитную организацию, заключившую договор об оказании информационных услуг с Бюро кредитных историй, в котором хранится его кредитная история. Согласно нововведениям БКИ обеспечивают сохранение данных кредитных историй заемщиков в течение 10 лет с момента последней записи, которая была в ней сделана.
Кроме того, Банк России разработал и ввел в действие новую услугу для граждан и других субъектов кредитных историй. Услуга «Сведения о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории» доступна по адресу www.gosuslugi.ru в разделе каталога услуг «Налоги и финансы» в подразделе «Сведения о бюро кредитных историй». Чтобы сформировать и отправить запрос от физического лица, нужны данные паспорта и СНИЛС».
Разъяснение законодательства подготовлено прокуратурой Чемальского района
4. Скорректированы полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
11 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1437 «О внесении изменений в подпункт «в» пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Поправками скорректированы полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так, предусмотрено, что территориальные (муниципальные) комиссии согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды:
- о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
- о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
- о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
- о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Ранее в их полномочия входило внесение в суды указанных представлений совместно с администрацией таких учреждений.
Кроме того, предусмотрено, что к полномочиям территориальных (муниципальных) комиссий отнесено оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних только с согласия самих несовершеннолетних.
Разъяснение законодательства подготовлено прокуратурой Чемальского района
5. Основания для восстановления в родительских правах
В соответствии со статьей 72 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, могут быть восстановлены в родительских правах, для чего необходимо изменение поведения родителей, а также образа жизни и отношения к воспитанию ребенка.
Родителям, желающим восстановить родительские права, необходимо доказать наличие стабильного материального положения, что будет свидетельствовать о том, что родитель в состоянии самостоятельно создать для ребенка должный уровень развития и имеет материальную возможность воспитывать и содержать своего ребенка.
В случае наличия задолженности по алиментам, необходимо предпринимать меры по их погашению. Также необходимо обеспечить надлежащие жилищно-бытовые условия для дальнейшего проживания ребенка, приобретать продукты питания, одежду по сезону, игрушки и литературу по возрасту.
Лица, проходившие лечение от алкоголизма, наркомании, должны представить справки из лечебного учреждения, наркологического диспансера. Положительные характеристики с места работы, учебы, места жительства также подтвердят намерения вернуть ребенка в семью.
В случае если собраны все необходимые доказательства, которые будут подтверждать факт того, что основания, послужившие поводом для лишения в родительских правах, отпали, родитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении в родительских правах.
Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям.
В деле о восстановлении в родительских правах обязательно принимает участие орган опеки и попечительства. Он проводит обследование условий по месту проживания несовершеннолетнего, а также по месту проживания родителя, который желает восстановиться в родительских правах. Заключение органа опеки и попечительства суд будет учитывать наряду с другими доказательствами по делу.
Также суд по этой категории дел обязательно привлекает к участию прокурора для дачи заключения.
Разъяснение законодательства подготовлено прокуратурой Чемальского района |